МФО РоссииВо время последнего заседания Торгово-промышленной палаты РФ, состоявшегося в первой декаде апреля текущего года, одним из приоритетных обсуждений круглого стола был вопрос работы МФО России, а также защита прав их постоянных клиентов.
Разбирая нюансы работы микрофинансовых компаний на отечественном рынке, специалисты отметили, что жители России относятся к МФО с недостаточно высоким уровнем доверия. И одна из причин тому скрывается за нежеланием кредиторов идти навстречу своим клиентам и реструктуризировать задолженности. Но куда большую проблему принимает вопрос продажи кредитными предприятиями долгов своих клиентов коллекторским агентствам.
Чтобы при выдаче займа до зарплаты были учтены интересы всех сторон кредитного договора, в том числе и государства, специалисты Торгово-промышленной палаты предложили привести работу МФО к определённым базовым стандартам. И, как предполагают специалисты в области кредитования, начиная со второго квартала 2017-го года, в силу вступит утверждённый Центробанком России документ, регламентирующий деятельность микрофинансовых предприятий и защищающий права потребителей. И, как только это произойдёт, буквально все МФО России будут вынуждены привести стандарты своей деятельности к новому уровню.

Основные аспекты нового стандарта МФО России

Одним из основных аспектов новых стандартов работы в сфере микрофинансирования будет обязанность МФО России в доступном ключе информировать своих клиентов, как о работе кредитора, так и о правах заёмщика, акцент делая на процедуре взыскания. Кроме этого, документ чётко регламентирует общее количество микрозаймов, которые тот или иной потребитель сможет приобрести в течение одного года. И, как отмечается в базовой версии, один потребитель не сможет приобрести в год более 11 займов сроком на один месяц, хотя предоставление кредита в 12-й раз и может быть отдано на откуп самой МФО.
Отдельным пунктом в документе идёт требование выдавать займы в России МФО только после того, как его специалисты проверят кредитоспособность клиента. Данная процедура призвана защитить микрофинансовые предприятия от высоких рисков невозврата, параллельно помогая потребителю трезво оценить свои возможности, прежде чем поставить подпись под кредитным договором. Правда, если сумма займа не будет превышать показателя в 3 тысячи, то в этом случае предоставления справки о доходах не потребуется.
Согласно новым стандартам, взаимодействующий с заемщиками персонал МФО России подлежит обязательному инструктажу касательно своего поведения. А ещё сотрудники микрофинансовых компаний будут вынуждены ежегодно проходить курсы повышения квалификации, дабы предлагать услуги на самом высоком профессиональном уровне.
Чтобы микрофинансовые компании соблюдали права своих клиентов и при этом стремились к качественному оказанию услуг, за круглым столом принято решение создать для всех МФО России специальный рейтинговый список. Актуализация данного списка будет производиться один раз в год, что и заставит работать кредитные организации на более высоком уровне, неизменно улучшая качество своих услуг.
В завершение работы круглого стола его участники пришли к выводу, что принятие новых стандартов позволит в разы снизить количество поступающих в ЦБ России жалоб от потребителей, перенаправив основной их поток непосредственно в МФО или саморегулируемые организации. Но что более важно, все поступающие жалобы будут обязаны рассматриваться в течение 12 дней, что существенно снизит количество обращений в вышестоящие инстанции.